ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:
☎ Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19
📧 e-mail: admin87chao@chukotka-gov.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА:
☎ Телефон: (42722) 6-90-15
📧 e-mail: pressoffice@chukotka-gov.ru
На повестке дня стояло 4 вопроса - анализ состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Чукотского автономного округа за 2020 год; предупреждение и сокращение младенческой смертности; предупреждение преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних; утверждении Технологической карты по организации работы с родителями, лишенными родительских прав, а также ограниченными в родительских правах
В Чукотском автономном округе по итогам 2020 года снизилось:
количество выявленных безнадзорных несовершеннолетних на 28 %;
число самовольно ушедших несовершеннолетних на 14 %;
количество несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации на 28%;
количество поступивших административных дел на 1,4%;
количество несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения на 51%;
количество родителей (законных представителей) и иных лиц привлечённых к административной ответственности, на 14 %;
количество семей, поставленных на учет, как находящиеся в социально опасном положении, на 30%;
количество преступлений в отношении несовершеннолетних на 33,3 %;
количество несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, на 14,8%;
подростковая преступность на 31,8%;
количество преступлений лицами, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность на 6,7%.
количество лиц их совершивших на 13%.
не допущено гибели детей в результате токсикомании;
не допущено совершения самоубийств несовершеннолетними;
Несмотря на достигнутые результаты, в вопросах профилактики семейного неблагополучия на раннем этапе сохраняется достаточно много проблем, снижающих эффективность работы в данном направлении. На низкую эффективность раннего выявления кризисных семей влияет: отсутствие правовых оснований для вмешательства в семью; высокая нагрузка на специалистов учреждений социальной поддержки населения; частая смена кадров, слабая профессиональная подготовка - отметила Любовь Брянцева, заместитель начальника Департамента социальной политики автономного округа.
Для повышения эффективности реабилитационной работы с семьёй и детьми в практику работы организаций социального обслуживания внедрена технология - социальный патронат.
Социальный патронат зарекомендовал себя как действенный инструмент воздействия на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Основная цель патроната – создание условий, при которых семья начинает принимать помощь социума и берёт на себя ответственность за решение собственных проблем.
Осуществляя работу с семьями, патронатные воспитатели взаимодействуют с родителями, социальным педагогом и психологом филиала, специалистами Центра занятости населения, медицинскими работниками учреждений здравоохранения, отделами социальной поддержки населения, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, классными руководителями, воспитателями детских учреждений, социальными педагогами школ и дошкольных учреждений.
Регистрируется тревожная тенденция сокращения численности детей, переданных на социальный патронат:
с 2018 года численность сократилась в 2,4 раза (с 274 до 112);
В 2020 году в отношении 91 ребенка из 38 семей, был установлен социальный патронат, что составляет 19% от общего количества детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (2019/194 ребенка из 86 семей, 38%).
Основная причина складывающейся тенденции – отсутствие кандидатов в патронатные воспитатели (большая ответственность за результат работы, материальная незаинтересованность потенциальных кандидатов (размер платы патронатному воспитателю за осуществление социального патроната над одним ребёнком составляет 3 000 рублей в месяц), отсутствие межведомственного взаимодействия при подборе кандидатов в патронатные воспитатели).
В Анадырском, Иультинском районах и городском округе Певек нет патронатных воспитателей, в городском округе Анадырь и Провиденском городском округе по одному патронатному воспитателю, в Билибинском районе на патронате у 6 патронатных воспитателей 41 ребёнок из 16 семей, в Чукотском районе – у 5 патронатных воспитателей 63 ребёнка из 28 семей.
В качестве решения проблемы Департамент социальной политики Чукотского автономного округа выступил с предложением инициировать внесение изменений в Закон Чукотского автономного округа от 1 марта 2007 года № 12-ОЗ «О формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и о патронате в Чукотском автономном округе», предусматривающих увеличение размера выплат патронатному воспитателю.
В ходе обсуждения также было решено поручить Центру социального обслуживания населения и муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечить 100%-ный охват семей, находящихся в социально опасном положении, в форме социального патроната и социального обслуживания на дому.
В рамках заседания участники обсудили увеличение в 2020 году количества преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних увеличилось на 16,7% (с 12 до 14). При этом 8 преступлений данной категории были совершены на территории Билибинского муниципального района.
«В округе не исчерпан ресурс по организации индивидуальной профилактической работы с подростками. Считаю необходимым, в сложившейся ситуации, на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать и утвердить регламент внешнего контроля за работой социальных педагогов и педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Необходимо вникать в характер проводимой ими работы и давать оценку качеству и достаточности» - отметила в своем выступлении Анастасия Жукова.