Top.Mail.Ru
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
 
 

ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И 

ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:

Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19

эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru


По состоянию на 31 декабря 2024 года в Чукотском автономном округе функционирует 81 организация, осуществляющая образовательную деятельность, в том числе 77 образовательных организаций и 4 организации, осуществляющие обучение.

В число 77 образовательных организаций входят:

- 42 общеобразовательных организации;

- 14 дошкольных образовательных организаций;

- 4 профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования;

- 14 организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы;

- 2 образовательные организации дополнительного профессионального образования, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы - программы повышения квалификации, программы профессионального обучения:

- Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» (находится в ведении Департамента образования и науки Чукотского автономного округа) (далее – ГАУ ДПО ЧИРОиПК);

- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Чукотского автономного округа» (находится в ведении Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа;

- 1 негосударственная образовательная организация, реализующая программы профессионального обучения: Частное профессиональное образовательное учреждение «Центр специальной подготовки «Беркут».

В число 4 организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программам переподготовки рабочих, программам повышения квалификации рабочих, по дополнительным общеобразовательным программам - дополнительным общеразвивающим программам - входят:

- Акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Шахтер»;

- Открытое акционерное общество «Рудник Каральвеем»;

- Государственное казённое учреждение социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

По состоянию на 31 декабря 2024 года:

В 42 общеобразовательных организациях обучается 6949 учащихся.
В 5 общеобразовательных организациях округа созданы классы (группы) очно-заочного (вечернего) обучения, контингент которых составляет 104 учащихся.

В 4 профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, обучается 1071 человек.

В дошкольных образовательных учреждениях обучается 3081 воспитанник, в учреждениях дополнительного образования детей развивается 8042 ребенка с учетом школ искусств.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на изучение родного языка – языка коренных малочисленных народов Чукотки реализовывается в 35 общеобразовательных организациях Чукотского автономного округа, из них:

- в 33 общеобразовательных организациях 1402 учащихся изучают чукотский язык,

- в 2 общеобразовательных организациях 42 учащихся изучают эвенский язык,

- в 4 общеобразовательных организациях 84 учащихся изучают эскимосский язык.

Всего общее количество учащихся общеобразовательных организаций, изучающих языки коренных малочисленных народов Чукотки – 1528 человек.

При этом в 4-х общеобразовательных организациях изучается два языка (чукотский и эскимосский) одновременно.

Помимо общеобразовательных организаций родные языки изучают 202 обучающихся Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж», из них: 134 - по специальностям «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «педагогика дополнительного образования», «поварское и кондитерское дело», по профессии «портной», а также учащиеся 10-11 классов – 68 человек.

Таким образом, общая численность обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, изучающих родные языки, составляет – 1730 человек, из них: чукотский язык – 1523 человека, эскимосский язык – 165 человек, эвенский язык – 42 человека.

Осуществляют преподавание родных языков 57 педагогов Чукотского автономного округа. Из 55 педагогов общеобразовательных организаций 45 реализуют программы чукотского языка, 6 – эскимосского, 4 - эвенского языка.

При проведении занятий используются программы краеведческой направленности («Край, в котором я живу», «Северячок», «Брусничка», «Мой родной чукотский язык» и другие), содержащие ознакомление с родными языками, словарный и понятийный аппарат. Общая численность воспитанников, изучающих родные языки в дошкольных организациях, 399, из них: 294 – чукотский язык, 87 – эвенский язык, 18 - эскимосский.

Реализация региональных проектов национального проекта «Образование»

«Современная школа»

В 2024 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета, созданы и оснащены учебным оборудованием 9 Центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в следующих общеобразовательных организациях:

п/п

Наименование общеобразовательных организаций, на базе которых ведется создание

Центра «Точка роста»

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования с. Омолон Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа»

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Уэлькаль имени первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии»

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот»

4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники»

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Энмелен»

6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа села Янракыннот»

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Нешкан»

8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Энурмино»

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Инчоун»

Для всех центров образования «Точка роста» утвержден типовой дизайн-проект оформления помещений, утвержден перечень оборудования (инфраструктурный лист), проведены конкурсные процедуры по закупке расходных материалов, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям «Естественнонаучные предметы», «Естественные науки», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Технология», образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей.

Общая численность центров образования «Точка роста», созданных за период 2020 - 2024 годов, составила – 37.

В 2024 году завершены работы по строительству и введению в эксплуатацию школы на 100 мест в с. Островное Билибинского муниципального района; продолжаются работы по строительству школы на 504 места в г. Анадырь (планируемый срок окончания строительства 2025 год).

Завершены работы по строительству здания школы на 100 мест в с. Лорино Чукотского муниципального района.

«Успех каждого ребенка»

В 2024 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» велась работа по созданию и оснащению спортивным оборудованием и инвентарем 9 школьных спортивных клубов в следующих общеобразовательных организациях:

п/п

Название общеобразовательных организаций, на базе которых

ведется создание ШСК

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Ваеги»

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад с. Илирней Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа»

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад села Ванкарем»

4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад села Нутепельмен»

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Уэлькаль имени первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии»

6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования села Нунлигран»

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Айон»

8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа с. Биллингс»

9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Энурмино»

Для всех школьных спортивных клубов утвержден перечень спортивного оборудования и инвентаря (инфраструктурный лист), проведены конкурсные процедуры по закупке.

Общая численность школьных спортивных клубов, созданных за период 2019-2024 годы, составила – 42.

В рамках внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Чукотского автономного округа в 2024 году на базе ГАУ ДПО ЧАО «Чукотский институт развития образования
и повышения квалификации» функционирует Региональный модельный центр дополнительного образования детей – 1, а также муниципальные опорные центры – 7 (год создания – 2023).

В 2024 году на базе ГАОУ «Чукотский окружной профильный лицей» создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Чукотского автономного округа «Энерти» («Звезды»).

За счет средств окружного бюджета в 2024 году реализовывались следующие мероприятия:

- поддержка развития детских движений (кадетского и юнармейского) в общеобразовательных организациях;

- поддержка развития школьных театров;

- поддержка развития детского-юношеского туризма и краеведения;

- поддержка развития эколого-биологического воспитания детей;

- поддержка развития творчества обучающихся инженерной направленности (робототехника) в образовательных организациях;

- обеспечение деятельности Центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на базе МАУ ДО «Дворца детского и юношеского творчества ГО Анадырь».

- проведен VI Окружной фестиваль робототехники;

- велись работы по оснащению образовательных организаций средствами обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

«Цифровая образовательная среда»

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» реализуется на территории Чукотского автономного округа в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» с 2020 года.

В 2020 году приобретено и поставлено следующее цифровое оборудование: МФУ (принтер, сканер, копир) – 45 штук, ноутбуки для управленческого персонала – 91 штука, ноутбуки для педагогического персонала – 272 штуки, ноутбуки для мобильного класса 1352 штуки, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением – 91 штука. Этим оборудованием оснащены 100% общеобразовательных и 100% профессиональных образовательных организаций округа.

В 2021 году на территории Чукотского автономного округа создан Центр цифрового образования «IT-куб». Центр создан на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Билибинский районный Центр дополнительного образования».

В 2024 году во всех общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Чукотского автономного округа (42 и 4 соответственно или 100% от их общего числа) использовались информационные системы и компьютерная техника, электронные образовательные ресурсы (платформы). 6949 обучающихся общеобразовательных организаций и 1071 обучающийся профессиональных образовательных организаций проходили обучение с использованием оборудования, поставленного в образовательные организации в рамках реализации мероприятия «Внедрение Целевой модели цифровой образовательной среды» в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

В 2024 году основные макропоказатели составили:

Наименование показателя активности

2023 год

2024

год

Число образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях Центра цифрового образования «IT-куб», ед.

34

34

Численность обучающихся образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях Центра цифрового образования «IT-куб», чел.

2967

3168

Численность обучающихся Центра цифрового образования «IT-куб», чел.

284

400

Общеобразовательные организации, использующие ЭОР в образовательном процессе, ед.

42

42

Профессиональные образовательные организации, использующие ЭОР в образовательном процессе, ед.

4

4

Число образовательных организаций, у которых обновлено информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов, ед.

60

60

число основных окружных мероприятий, проведенных с использованием дистанционных образовательных технологий, ед.

38

30

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

В 2024 году в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» в 10 общеобразовательных организациях Чукотского автономного округа осуществляли деятельность советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее – советники):

- ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей»;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»;

- МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»;

- МБОУ «Центр образования посёлка Угольные Копи»;

- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа города Билибино Чукотского автономного округа»;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Эгвекинот»;

- МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования поселка Провидения»;

- МБОУ «Центр образования г. Певек»;

- МБОУ «Центр образования села Лаврентия»;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа села Лорино»

Также в 2024 году свою деятельность осуществляли советники в 4-х профессиональных образовательных организациях:

- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж»;

- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский северо-западный техникум города Билибино»;

- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот»;

- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский северо-восточный техникум посёлка Провидения».

В 2024 году функционировал региональный ресурсный центр Всероссийского проекта «Навигаторы детства 3.0» в Чукотском автономном округе.

Также в 2024 году в сфере образования функционировали:

- Региональное отделение «Движения первых», первичные отделения которого созданы во всех образовательных организациях Чукотского автономного округа;

- Региональное отделение (региональный штаб) Всероссийского движения «Юнармия», включающее 6 местных отделений, 20 юнармейских отрядов численностью 389 человек.

Дошкольное образование

Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования является важной задачей для образовательной системы Чукотского автономного округа.

Численность детей, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, составляет на 31 декабря 2024 года - 3081.

Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченными услугами дошкольного образования составляет – 100%.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами (далее – дети с ОВЗ) образования в течение нескольких лет является одним из условий их успешной социализации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в компенсирующих группах.

Обучение детей с ОВЗ строится в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования и представлена следующим образом:

- с речевой патологией - 3 группы (42 воспитанника);

- с задержкой психического развития – 2 группы (8 воспитанников).

В системе дошкольного образования округа занято 356 педагогических работников, из них 268 воспитателей, 15 музыкальных руководителей, 19 инструкторов по физической культуре, 18 педагогов – психологов, 14 логопедов, 7 педагогов дополнительного образования, 7 социальных педагогов, 1 педагог-организатор, 7 других педагогических работников.

Развитию способностей дошкольников способствуют занятия в кружках и секциях, организованных на базе ДОО самой организацией.

По состоянию на 31 декабря 2024 года кружковой работой охвачен 2021 ребенок ДОО. Все они посещают кружки на бесплатной основе: 634 ребенка по художественно-эстетической направленности, 534 ребенка физкультурно-спортивной направленности и другие направления - 853 ребенка. Одновременно дошкольники активно занимаются в детских объединениях и секциях, созданных на базе учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры.

На базе образовательных организаций муниципальных образований Чукотского автономного округа ведутся плановые занятия по изучению родного (чукотского, эвенского, эскимосского) языка. В некоторых дошкольных образовательных организациях имеются кружки, где воспитатели знакомят детей с художественной литературой, творчеством поэтов и писателей, ребята изучают фонетику и лексику языков коренных малочисленных народов Чукотки.

Медицинское обслуживание дошкольников осуществлялось медицинскими сестрами, находящимися в штатах учреждений здравоохранения округа. Все образовательные организации дошкольного образования имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности. Во всех образовательных организациях созданы необходимые условия, оборудованы медицинские, прививочные кабинеты.

Начальное общее, основное общее, среднее общее образование

В целях соблюдения гарантий общедоступности и бесплатности общего образования в регионе функционируют 42 дневных общеобразовательных организации, с общей численностью обучающихся 6949 человек.

Во вторую смену в 2024/2025 учебном году обучалось - 552 учащихся, из них 171 обучающийся параллели 6-х – 7-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря», и 366 учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1 города Анадыря» (параллели 3-х классов – 151, параллели 6-х – 7-х классов – 215).

Обучающимися используется право на получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Одним из ключевых направлений модернизации общего образования является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), введение которых в региональной системе образования начато с 2011 года.

В 2024-2025 учебном году общий охват обучающихся по ФГОС общего образования составил 100%.

Во всех общеобразовательных организациях округа, реализующих ФГОС общего образования, организована внеурочная деятельность по пяти направлениям развития личности. Для проведения занятий используются ресурсы организаций дополнительного образования, культуры и спорта. Предусмотрено проведение профильных образовательных смен в каникулярное время.

В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 9-и общеобразовательных организациях округа открыты Центры естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Оснащение Центров «Точки роста» современным оборудованием позволяет создать условия для внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий, методов обучения и воспитания.

В рамках реализации федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» продолжена работа по внедрению в образовательный процесс общеобразовательных организаций округа учебного курса «Финансовая грамотность».

В целях формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, ФГОС начального общего образования предусмотрен для изучения комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

В целях информационной открытости деятельности образовательных организаций округа, для родителей обучающихся, обеспечен доступ к информационным ресурсам образовательных организаций (сайты, электронные дневники, электронные журналы).

Социологические опросы демонстрируют увеличение числа родителей, использующих данные сервисы.

Дополнительное образование детей

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р» Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 01.08.2022 г. № 372-рп утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Чукотском автономном округе (далее – План мероприятий).

В целях наиболее эффективной реализации пунктов Плана мероприятий Департаментом образования и науки проводится следующая работа:

  1. Систематически проводится мониторинг доступности дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся на длительном лечении.

Согласно данным Навигатора дополнительного образования (ЕИС ДО) в настоящий момент 200 детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 18 лет успешно осваивают дополнительные общеразвивающие программы, что составляет 51% от общего количества «особых» детей данной возрастной категории (при плановом показателе на 2023 год – 50%).

  1. В организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности активно разрабатываются и утверждаются дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

  2. Продолжается разработка, внедрение и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на профилактику и преодоление школьной неуспешности, в том числе реализуемых в каникулярный период.

По состоянию на 31 декабря 2024 года в образовательных организациях реализуется 644 предметных дополнительных общеразвивающих программы, в том числе:

- технической направленности – 95

- естественно-научной направленности - 59

- социально-гуманитарной направленности – 88

- туристско-краеведческой – 20

- физкультурно-спортивной – 182

- художественной – 199

4. Количество детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в детских школах искусств, остаётся стабильным:


2021

(чел.)

2022

(чел.)

2023

(чел.)

2024 (чел.)

Количество детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные

программы в области искусств

1360

1371

1729


1690

5.Планово увеличилось количество обучающихся, вовлеченных в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и «профессиями будущего», поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, в том числе вовлечение обучающихся в проект «Билет в будущее».

Ежегодно в Проекте «Билет в будущее» участвуют все 4 организации среднего профессионального образования Чукотского АО.

В 2019 году приняли участие 200 учащихся из 4-х общеобразовательных организаций округа;

- в 2020 году - 116 учащихся из 4-х общеобразовательных организаций округа;

- в 2021 году – 540 учащихся их 3-х общеобразовательных организаций;

- в 2022 году – 784 учащихся (плюс 16 школьников с ОВЗ) из 6 общеобразовательных организаций,

в 2023 году - 1509 учащихся, из них 41 школьник с ОВЗ из 14 общеобразовательных организаций;

- в 2024 году 1 548 обучающихся 6 - 11 классов приняли участие в мероприятиях по профессиональной ориентации в рамках реализации проекта «Билет в будущее».

4 712 школьников – численность уникальных обучающихся 6-11 классов, принявших участие в мероприятиях по профессиональной ориентации в рамках реализации проекта «Билет в будущее» за все время нарастающим итогом.

В 2024 году в общеобразовательных организациях назначены педагоги-навигаторы мероприятий проекта «Билет в будущее» (8 – впервые и 3 – прошлого года). Все они зарегистрированы на платформе проекта, где для них в дальнейшем будет организовано повышение квалификации.

6. Ежегодно, в первом полугодии календарного года Управлением общего, дополнительного образования и воспитательной работы, отделом планово-экономической работы Департамента образования и науки Чукотского автономного округа совместно с Ресурсным центром поддержки образования ГАУ ДПО ЧАО ЧИРО и ПК традиционно проводятся мониторинг деятельности образовательных организаций округа, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, мониторинг общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, и организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные (дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные) программы, в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа».

На основании данных мониторинга определены показатели вовлеченности детей и подростков в работу кружков секций и клубов разной направленности:

- численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, составляет 8042 человека;

- занятость обучающихся по направлениям деятельности распределилась следующим образом:

техническое направление – 1044 обучающихся (12,9% от общего количества обучающихся ДОП);

естественнонаучное направление – 421 обучающийся (5,2% от общего количества обучающихся по ДОП);

туристско-краеведческое направление - 180 обучающихся (2,2% от общего количества обучающихся по ДОП);

социально-гуманитарное направление – 901 обучающийся (11,2% от общего количества обучающихся по ДОП);

художественное направление – 2646 обучающихся (32,9% от общего количества обучающихся по ДОП);

физкультурно-спортивное направление – 2850 обучающихся (35,4% от общего количества обучающихся по ДОП).

Сравнительная таблица количества дополнительных общеразвивающих программ по направлениям деятельности

(на 31.12.2024 г.)

п/п

Направление деятельности

2022 г.

(%)

2023 г.

(%)

2024 г. (%)

1

Техническое

12,20

13,00

12,9

2

Естественнонаучное

5,30

6,45

5,2

3

Туристско-краеведческое

5,40

3,06

2,2

4

Социально-гуманитарное

15,10

10,04

11,2

5

Художественное

35,00

32,34

32,9

6

Физкультурно-спортивное

27,00

35,11

35,4


Наиболее востребованы спортивное и художественное направления, однако наблюдается стабильное увеличение численности занимающихся в кружках и клубах технической направленности, что свидетельствует об эффективности реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа», в рамках которых на базе общеобразовательных учреждений были открыты «IT – куб», «Точки роста» и «Школьные спортивные клубы».

Работа по созданию и обновлению спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций проводится в системе, в соответствии с утверждёнными планами мероприятий.

По состоянию на 31 декабря 2024 г. спортивными секциями и мероприятиями на базе обновлённой спортивной инфраструктуры в 42 школьных спортивных клубах охвачены 3720 обучающихся, с которыми традиционно проводятся соревнования по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол (мини-футбол), пионербол), военно-спортивные эст афеты и состязания, весёлые старты для обучающихся начальных классов, турниры по шахматам и шашкам, соревнования по настольному теннису.

Всего за период с 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г. на базе школьных спортивных клубов проведено 1317 мероприятий, в которых приняли участие 36 982 обучающихся (накопительным итогом).

Образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидностью

В Чукотском автономном округе созданы условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), охватывающие все уровни образования.

В дошкольных образовательных учреждениях округа на 31.12.2024 функционировали 5 групп компенсирующей направленности, которые посещали 44 ребенка с ОВЗ, из них 11 детей-инвалидов. Группы компенсирующей направленности функционировали в городах Анадырь и Певек: 3 группы с речевой патологией (30 воспитанников); 2 группы с задержкой психического развития (14 воспитанников).

Зачисление детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности проводится на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Общее количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации на 31.12.2024 - 79 человек, из них – 29 человек – дети-инвалиды. В дошкольных образовательных учреждениях округа представлен опыт инклюзивного образования. В комбинированные группы (группы общеразвивающей направленности, в которых есть дети с ОВЗ) включены дети с нарушением речи, слуха, опорно-двигательного аппарата. Общее количество детей-инвалидов, посещающих дошкольные образовательные организации на 31.12.2024 – 39 человек.

Работа по развитию сферы общего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ведется в нескольких направлениях. Основными из них являются:

создание вариативных условий для получения образования;

повышение доступности качественного образования;

оказание психолого-педагогической помощи (поддержки) семьям, имеющим детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

В Чукотском автономном округе образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов ведется по следующим направлениям:

1) обучение в общеобразовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2) индивидуальное обучение на дому;

3) организация инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.

На территории округа функционирует Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат поселка Эгвекинот», реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На декабрь 2024/25 учебного года в школе-интернате обучались 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 3 обучающихся – дети-инвалиды.

В 8 общеобразовательных организациях открыты отдельные классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 74 ребенка с ОВЗ (из них 7 имеют также статус ребенка-инвалида). Общее количество детей с ОВЗ, которые обучаются в общеобразовательных организациях округа – 353 ребенка (начальное общее образование – 120 человек; основное общее образование – 233 человека).

По данным мониторингового исследования, проведенного Департаментом образования и науки Чукотского автономного округа на декабрь 2024/25 учебного года в общеобразовательных организациях округа, обучалось 130 детей-инвалидов, из них 46 человек в 1-4 классах, 71 человек – в 5-9 классах, 13 человек в 10-11 классах.

9 инвалидов и детей-инвалидов обучались в профессиональных образовательных организациях, 7 детей-инвалидов обучались в специализированных учреждениях за пределами округа.

В образовательных организациях округа работают психолого-педагогические консилиумы. Сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают специалисты службы сопровождения образовательных организаций согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии. В штатные расписания образовательных организаций введены ставки педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов. Сопровождение детей с особенностями развития обеспечивают 50 педагогов -психологов, 51 – социальный педагог, 26 учителей-логопедов, 15 учителей-дефектологов. С января 2023 года в 7 образовательных организациях введены ставки тьюторов (МБДОУ д/с «Ладушки», МБДОУ д/с «Сказка», МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» п. Эгвекинота», МБОУ «ООШ с. Сиреники», МБОУ «НОШ с. Янракыннот», МБОУ «ЦО с. Инчоун»).

Основанием для создания необходимых условий для получения детьми-инвалидами качественного образования служит заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Она устанавливает потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.

В Чукотском автономном округе осуществляют деятельность 7 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, работа которых направлена на выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, разработку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В системе профессионального образования ведется планомерная работа по созданию условий доступности получения профессионального образования лицами из числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество обучающихся с инвалидностью в профессиональных образовательных организациях Чукотского автономного округа – 14 человек, из них по программам подготовки специалистов среднего звена (СПО) - 8 человек, по программам профессиональной подготовки – 6 человека. Численность обучающихся с ОВЗ по программам профессиональной подготовки – 40 человек.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).

В Чукотском автономном округе функции БПОО возложены на Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот».

Информация об условиях приема и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья размещается на сайтах профессиональных образовательных организаций.

Развивается система дополнительного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.

В образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей созданы условия для реабилитации указанной категории лиц различными видами художественно-творческой, игровой, трудовой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды вовлечены в общественную деятельность школ. Принимают участие в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях. Являются участниками конкурсов рисунков, выставок детского творчества, различных спортивных, творческих конкурсов, районных и городских научных конференций.

В целях организации работы в округе по реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) приказом Департамента образования и науки Чукотского автономного округа от 15.04.2019 № 01-21/259 утвержден Порядок разработки и реализации перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями региональной экономики. 4 профессиональные образовательные организации Чукотского автономного округа расположены по территориальному признаку. Для удовлетворения потребности населения
в получении профессионального образования в удаленных национальных селах функционируют 11 учебных групп.

В 4 профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, обучается 1071 человек.

Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена составляет 827 человек. Численность педагогического персонала – 156 человек.

В 2023 году выпуск специалистов в учреждениях профессионального образования Чукотского автономного округа составил 395 человек, (185 - по программам СПО, 210 - по программам профессионального обучения).
По состоянию на конец 2024 года процент трудоустройства составил 97,4 %.

В 2024 году выпуск специалистов в учреждениях профессионального образования Чукотского автономного округа составил 434 человека, (131 - по программам СПО, 303 - по программам профессионального обучения).
По состоянию на 31.12.2024 года процент трудоустройства выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования составил 81 %.

В 3 профессиональных образовательных организациях Чукотского автономного округа были применены процедуры итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Целью проведения данных аттестационных процедур является оценка освоения обучающимися образовательной программы и соответствия уровня освоения общих и профессиональных компетенций требованиям ФГОС СПО.

82 студента профессиональных образовательных организаций региона приняли участие в аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, из них приняли участие в проведении демонстрационного экзамена профильного уровня – 58.

В 2024 году показатель федерального проекта «Профессионалитет» «Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, прошедших демонстрационный экзамен профильного уровня» составляет 70,73%, при установленном значении 25%.

В профессиональных образовательных организациях округа функционирует 31 мастерская для обеспечения образовательного процесса, из них за период с 2019 года по 2022 год была создана (обновлена) материально-техническая база 16 мастерских по востребованным направлениям экономики округа.

В 2023 году обновлена материально-техническая база 2 мастерских в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» по компетенциям «Сетевое и системное администрирование», «Веб-технологии».

В 2024 году созданы три мастерские: «БПЛА» - в Чукотском многопрофильном колледже, «Горные работы (проходчик)» - в Чукотском северо-западном техникуме города Билибино, «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» - в Чукотском полярном техникуме поселка Эгвекинот.

С 2023 года Чукотский автономный округ присоединился к Всероссийскому чемпионатному движению по профессиональному мастерству. Оно направлено на поддержку талантливых молодых специалистов и их трудоустройство в ведущие компании отечественных производителей. Движение включает в себя Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий.

Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Чукотском автономном округе был проведен с 24 по 28 марта 2024 года.

Соревнования прошли на четырех площадках по 11 компетенциям для основной категории участников и по 3 компетенциям для юниоров.

В соревнованиях приняли участие 70 конкурсантов из 8 образовательных организаций Чукотского автономного округа.

По итогам соревнований были определены 14 победителей и 28 призёров регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Они награждены памятными и денежными призами.

По итогам регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» Чукотского автономного округа – 2024 была сформирована сборная команда региона для участия в Итоговом (межрегиональном) этапе Всероссийского чемпионатного движения
по профессиональному мастерству.

Соревнования проходили на площадках четырех регионов Российской Федерации в период с 3 по 24 июня 2024 года.

По результатам соревнований студентка Чукотского полярного техникума поселка Эгвекинот заняла второе место в компетенции «Художественная резьба по дереву и кости», студентка Чукотского многопрофильного колледжа вышла
в финал по компетенции «Лечебная деятельность (Фельдшер)».

С 25 по 29 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге прошел Финал Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Чукотский автономный округ представляла студентка Чукотского многопрофильного колледжа по компетенции «Лечебная деятельность (Фельдшер)».

Чемпионат «Абилимпикс» продолжает свое развитие на Чукотке.

В целях обеспечения эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействия их трудоустройству и социокультурной инклюзии в общество в Чукотском автономном округе с 15 по 19 апреля 2024 года состоялся VI региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (далее – чемпионат).

В Москве с 26 по 29 октября прошел финал Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Чукотский автономный округ представляла сборная команда из 12 участников: 6 школьников, 1 студент и 5 специалистов. Эксперты из чукотской делегации, преподаватели Чукотского полярного техникума поселка Эгвекинот, вошли в состав судейских команд, которые оценивали участников из всех регионов страны.

На базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот» с 2019 года функционирует Региональный центр развития движения «Абилимпикс»:

с 2019 по 2024 год выросло количество:

  • участников с 20 до 41 человек (на 205%);

  • экспертов с 11 до 21 человек (на 191%);

  • добровольцев с 9 до 12 (на 134 %);

  • компетенций с 2 до 6 (на 300%).

В целях разработки и распространения в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и форм опережающей профессиональной подготовки на базе Чукотского многопрофильного колледжа в 2024 году создан Центр опережающей профессиональной подготовки Чукотского автономного округа (ЦОПП).

Центр создан в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Центр опережающей профессиональной подготовки Чукотского автономного округа – это площадка–агрегатор и оператор ресурсов для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям региона.

Основными направлениями деятельности Центра являются: организация профессионального обучения школьников, направленная на получение ими первой профессии, создание и реализация модульных образовательных программ под заказ работодателей, организация стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на промышленных предприятиях, профессиональная ориентация для различных категорий граждан, в том числе ранняя профориентация.

С 2023 года в рамках реализации всероссийского проекта «Навигаторы детства» во всех профессиональных образовательных организациях округа введены ставки советников директоров по воспитанию.

На базе Чукотского многопрофильного колледжа функционирует «Центр развития технологий беспилотных летательных аппаратов». Колледж участвует в мероприятиях по оказанию государственной поддержки производителям товаров в рамках ТОР «Патриотическая». В 2024 году студенты Чукотского многопрофильного колледжа собрали и передали в зону специальной военной операции 56 беспилотных летательных аппаратов модели ШИП-7 серии «Бумеранг 1 – ЛЦ». Кроме того, студенты колледжа, обучающиеся по профессии «Портной», под руководством мастера производственного обучения шьют комплекты толстовок и балаклав для направления в зону специальной военной операции.

Высшее образование

На территории Чукотского автономного округа осуществляет образовательную деятельность одна образовательная организация, реализующая программы высшего образования - Чукотский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (далее – филиал СВФУ), которая, располагается на базе ГАПОУ «ЧМК».

Филиал СВФУ осуществляет подготовку специалистов по наиболее востребованным специальностям для экономики Чукотского автономного округа: по направлениям: электроэнергетика и электротехника; теплоэнергетика и теплотехника; прикладная геология; строительство, информатика и вычислительная техника.

Прием на обучение в 2024 году составил 31 человек: 12 человек по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 5 человек по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника и 14 человек по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. В 2024-2025 учебном году в филиале обучаются 114 студентов (54 - очно, 60 - заочно).

С 2013 года повышенные государственные стипендии получили 26 студентов филиала СВФУ, из них стипендии Губернатора ЧАО получили 11 студентов.

В рамках реализации Государственной программы «Развитие образования и науки Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11 декабря 2023 г. № 452, предусмотрено финансирование мероприятий для студентов филиала СВФУ:

1. Оплата питания студентов очной формы обучения учреждений высшего профессионального образования;

2. Подготовка специалистов по программам высшего образования для экономики Чукотского автономного округа;

3. Организация и проведение практики студентов и аспирантов на территории Чукотского автономного округа.

В целях реализации образовательных, научных и молодежных проектов, подготовки кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников организаций Чукотского автономного округа, расширения взаимодействия межрегиональных и межгосударственных связей в 2019-2021 гг. заключены соглашения о сотрудничестве в сфере образования, науки и молодежной политики между Правительством Чукотского автономного округа и:

- Университетом Амити (Нью-Дели, Индия);

- ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
(г. Владивосток);

- ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск);

- ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»
(г. Магадан).

Также соглашения были заключены между Департаментом образования и науки Чукотского автономного округа и ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г. Якутск), ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».

21 октября 2024 года Департаментом совместно с ПАО «Сбербанк России» г. Анадыря на базе Чукотского многопрофильного колледжа открыто отделение «Школы 21». Это образовательный проект, который дает возможность бесплатно получить востребованное образование в сфере ИТ. У жителей Чукотки от 18 лет и старше появилась возможность получать знания, умения и навыки в IT-отраслях в новом формате обучения и по современным нестандартным программам.