Top.Mail.Ru
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
 

ПРИЕМНАЯ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И 

ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АО:

Телефон: (42722) 6-90-31 Факс: 2-29-19

эл. почта: admin87chao@chukotka-gov.ru


У коренных народов Чукотки коллективных форм обучения не было, все заботы о воспитании детей принимала на себя семья. Дети были окружены любовью и вниманием, рождение ребенка являлось важным событием.

У чукчей и коряков имя новорожденному выбирали, гадая по подвешенному камню или другому предмету. В случае тяжелого недуга имя ребенка и даже взрослого могло быть изменено, чтобы обмануть духа болезни. Новое имя давали с опорой на отличительные качества или свойства характера. Наряду с именами бытовали прозвища.

Возраст людей в единицах времени не играл роли в определении социального статуса, поэтому и возраст детей определялся тем, что они умеют: «ребенок уже ходить начал», «уже из игрушечного лука птиц стрелять начал» (5-6 лет), «уже охотиться начал» (11-13 лет).

Дети были вправе делать все, что позволялось взрослым, насколько это им по силам. Единство норм для детей и взрослых исключало немотивированные запреты, обеспечивая высокую эффективность воспитания и обучения жизненно важным навыкам. Оборотная сторона такого равноправия - раннее приобщение детей к курению и употреблению алкоголя - проявилась с приходом цивилизации.

По сути, традиционное воспитание и обучение основывалось на удовлетворении психологической потребности детей подражать взрослым. С 4-5 лет их начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков — с охотой и выпасом оленей, девочек — с ведением домашнего хозяйства, шитьем, приготовлением пищи. Игрушки часто воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан). Достаточно рано дети получали настоящие орудия охоты.

Приобщение к духовной жизни начиналось с раннего детства. Дети слушали сказки, предания, знакомились с загадками и скороговорками, принимали участие в праздниках и обрядах.

У чукчей и эскимосов с давних времен существовала система физического воспитания детей и молодежи, включающая разнообразные тренировочные упражнения (поднятие тяжестей, бег с тяжестями на ногах) и подвижные игры. В  спортивных состязаниях — гонках на оленьих упряжках, стрельбе, борьбе — принимали участие и мужчины, и женщины, и дети.

Народная педагогика обеспечивала максимальную гармонию традиционного общества, не знавшего специфических «молодежных проблем».

Физическая зрелость означала и социальную зрелость. Ранние браки встречались, но были редкостью. Чаще молодые вступали в брак в возрасте от 16 до 20 лет.

В 50-е гг. вышло роковое для многих поколений коренного населения постановление чукотского окружкома КПСС: за 3 мес. до родов вывозить беременных женщин из тундры. Детей отбирали и отдавали в интернаты, где учили на оленеводов и «чумработниц» — домашних хозяек. Получив образование в городе или селе, к занятиям предков возвращались лишь единицы. Старики сетовали: «Ничего не умеют. Свечей не завезли, так даже жирника сделать не смогли. Ярангу, и ту не поставят».

С возрождением оленеводства и морзверобойного промысла традиционный образ жизни, значительно смягченный близостью цивилизации, и помощью округа, становится более привлекательным для молодежи, возвращающейся в тундру – «домой».

С целью сохранения привычного уклада жизни и ведения хозяйства в профессиональных образовательных организациях Чукотского автономного округа осуществляется ежегодная подготовка специалистов по таким специальностям как «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», «родной язык и литература», «преподавание в начальных классах, с дополнительной подготовкой в области родного языка», «резчик по кости и рогу», «хозяйка усадьбы», «ветеринария».

В национальных селах (Новое Чаплино, Уэлен, Анюйск, Островное и другие) функционируют учебные группы (группы на удалении) профессиональных образовательных организаций для обучения по специальностям, связанным с традиционным образом жизни коренного населения Чукотки.».